Главная | Услуги | БрендингТоварный знак

Товарный знак - разработка и регистрация

Товарный / торговый знак – это фирменные обозначения, предназначенные для индивидуализации товаров, которые позволяют отличать товары одних производителей от других и подлежит специальной регистрации в государственных органах власти.

Товарный знак может состоять из одного или нескольких графических элементов: букв, цифр, изображений, эмблем, монограмм, цветов или комбинаций цветов Также может состоять из комбинации разных элементов. Понятие "товарный знак" практически эквивалентно понятию "логотип", которое обычно применяется в бизнесе. 

Знак обслуживания - это товарный знак, используемый по отношению не к товарам, а к услугам. Он полностью идентичен понятию "товарный знак", а отличается лишь в том, что используется компаниями, маркирующими свою деятельность по оказанию потребительских или деловых услуг. 

В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы в любом цветовом исполнении:

  1. Словесные обозначения. Слова,сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания и предложения, неологизмы, вновь изобретенные слова (PlayStation, Sharp, Домик в деревне, Kodak и др.) 
  2. Фирменный лозунг / слоган (Digitally Yours, Управляй Мечтой, Заплатил налоги - спи спокойно и др.)
  3. Изобразительные обозначения. Изображения живых существ, предметов, природных и других объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости (Трилистник Адидас, капелька Nike, трехконечная звезда Мерседес-Бенц и др.)
  4. Комбинированные обозначения (комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.). Это могут быть и логотипы и этикетки выпускаемой продукции (радио Максимум, Макдональдс, этикетка сигарет Кэмел и др.)
  5. Объемные обозначения (трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур) (оригинальная бутылка, упаковка, тара) 
  6. Другие обозначения (звуковые, световые и т.п.) (заставка передачи "В Мире Животных", позывной радиопередачи "Пионерская Зорька" и др.)

Владельцем товарного знака, после его регистрации может быть как физическое, так и юридическое лицо. При этом количество зарегестрированных знаков для одного владельца никак не ограничено - можно обладать целой серией товарных знаков.

Разработка товарного знака

Разработка товарных знаков имеет свою специфику и несколько отличается от разработки эмблем и некоммерческой символики. Это связано с тем, что действие товарных знаков регулируются соответствующим законом Российской Федерации "Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Товарный знак - сугубо индивидуальное средство позиционирования, которое фактически станет лицом компании (продукта, услуги и т.д.). Поэтому разработка товарного знака должна быть построена таким образом, чтобы:

  1. превалировала легкоузнаваемость знака
  2. визуально восприятие знака должно требовать минимума усилий, т.е. знак должен легко прочитываться и одновременно обладать глубиной содержания
  3. в товарном знаке была бы отражена специализация компаниии, характер услуги и т.д.
  4. исключить возможность смешивания с другими товарными знаками
  5. предусмотреть пригодность к официальной регистрации в патентных ведомствах тех стран, на рынке которых оперирует владелец знака

Хороший товарный знак должен быть прост, но не примитивен - он отчетливо выделяет продукт или услугу из общей массы и привлекает внимание потребителя. Это не просто красивая картинка, радующая глаз на упаковке или рекламном щите. Его образ должен не только быть ярко индивидуальным, хорошо запоминаться и ассоциироваться с рекламируемой продукцией, но и быть, образно говоря, "вне времени", "вне моды" и "вне конкуренции".

Сегодня использование товарного знака весьма велико и этот элемент фирменного стиля компании будет много раз растиражирован за время своего существования на различных носителях: от ручек и блокнотов, до бортов самолетов и трейлеров, не говоря уже о медийных рекламных носителях.

Предупредительная маркировка

Владелец товарного знака имеет право проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным в Российской Федерации товарным знаком.

Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак охраняется, а следовательно, это гарантирует покупателю приобретение товара именно того производителя, на которого он рассчитывает.

Нормы о предупредительной маркировке с указанием ее формы содержатся в законодательствах таких стран, как США и Япония. Закон Японии, в частности, рекомендует для привлечения внимания к знаку и предупреждения его потенциальных нарушителей сопровождать знак маркировкой в виде латинской буквы R или R в окружности или словесного обозначения "товарный знак" или " зарегистрированный знак".

Кроме названных изображений в мировой практике получили распространение буквенные сочетания "ТM", а также слова "Trademark", "зарегистрированный знак", - "Registered Trademark" (Великобритания), "Marfue deposee" (Франция, Бельгия), "Marks Registrada" (латиноамериканские страны). Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что подкрепляется статьей 5D Парижской Конвенции.

В Российском законодательстве на данный момент не установлен вид маркировки, поэтому отечественные производители используют либо знак R, либо надпись "Зарегистрированная торговая марка (товарный знак)". Следует иметь в виду, что "незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного товарного знака" влечет за собой уголовную ответственность в соответствии со ст. 180 УК РФ.

ВАШ БОНУС 5% - ПОЛУЧИТЕ СЕЙЧАС!
Задайте вопрос, который интересует,
и узнайте о лучших решениях по задачам вашего бизнеса
Вы можете прикрепить к сообщению один файл (не более 5 MB).
Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных