CHANSeL | Архетипы: создаем запоминающийся бренд

Брендинг является неотъемлемой частью успешного бизнеса, но задумывались ли вы когда-нибудь, почему некоторые бренды вызывают определенные эмоции или реакции? Ответ кроется в использовании архетипов.

Концепция архетипов бренда берет свое начало в книге «Герой и бунтарь» за авторством Маргарет Марк, маркетолога и бренд-стратега, и доктора Кэрол Пирсон, психолога. Они разработали 12 архетипов бренда, которые широко применяются в современном брендинге.

Мы рассмотрим эти архетипы и выясним, как они работают и могут быть использованы для создания мощной и эффективной идентичности бренда. Чтобы сделать материал еще более увлекательным, я добавил в конце задание, которое вы можете попробовать выполнить!

Предпосылки

Теория архетипов психолога Карла Юнга оказала глубокое влияние на различные области, в том числе на брендинг и маркетинг. Идея о том, что люди разделяют коллективное бессознательное с универсальными моделями поведения, мыслей и эмоций, помогла брендам лучше взаимодействовать с потребителями. 

Именно теория Юнга легла в основу системы 12 архетипов бренда, разработанной Маргарет Марк и Кэрол Пирсон. Они создали концепцию архетипов для понимания и определения уникальных личностных характеристик брендов, их «очеловечивания». В основе их работы лежит идея о том, что брендам, как и людям соответствуют определенные универсальные образы.

Архетипы позволяют создавать более эффективные сообщения бренда, резонирующие с потребителями на более глубоком уровне. Исследования показали, что решения о покупке часто принимаются на основе эмоций и подсознательных ассоциаций, а не рационального анализа характеристик и преимуществ. Бренды могут создавать более аутентичные и значимые сообщения, обращаясь к глубинным мотивам и желаниям, которые определяют решения о покупке.

У каждого архетипа есть свои уникальные характеристики и ассоциации, которые могут быть использованы для создания определенного образа и сообщения бренда. Выбирая наиболее релевантные целевой аудитории архетипы, бренды могут создавать сообщения, которые находят отклик у потребителей, и строить с ними долгосрочные отношения, основанные на общих ценностях и стремлениях.

Давайте познакомимся с 12 архетипами, которые Марк и Пирсон описали в своей книге «Герой и бунтарь: создание бренда с помощью архетипов».

Архетипы

1. Архетип Невинного (Innocent) — чистый, простой, оптимистичный. Он часто ассоциируется с детскими качествами и верой в чудеса. Люди этого архетипа — чаще всего идеалисты, наивные и доверчивые. 

В брендинге архетип Невинного вызывает ностальгию и ощущение счастья, часто фокусируется на чувстве общности и единения. 

Персонажи, воплощающие архетип Невинного: Форрест Гамп, Винни-Пух и Дороти из «Волшебника страны Оз». Среди брендов, использующих этот архетип, Dove и Aveeno.

2. Архетип Мудреца (Sage) характеризуется высоким интеллектом, стремлением к развитию и знаниям. Люди этого архетипа — проницательные, рефлексирующие, стремятся понять мир и свое место в нем. Этот архетип ценит обучение, критическое мышление, самоанализ и ассоциируется с внутренним покоем и самореализацией. 

В брендинге архетип Мудреца транслирует опыт и авторитет в той или иной области и предполагает позиционирование компании как компетентного проводника для своих клиентов. Особенно часто этот архетип встречается в сфере образования и личностного развития. 

Персонажи, воплощающие архетип Мудреца: Йода, Дамблдор и мистер Мияги. Среди брендов, использующих этот архетип, Google и Ted Talks.

3. Архетип Исследователя (Explorer) связан с приключениями, открытиями и сильной тягой к неизведанному. Люди этого архетипа — независимые, любопытные, стремятся получить новые впечатления. Этот архетип ассоциируется с риском, уверенностью в себе и личностным ростом. 

В брендинге архетип Исследователя передает ощущение азарта, свободы и предвкушения неизвестного, зачастую позиционируя товары и услуги как инструменты для самопознания. 

Персонажи, воплощающие архетип Исследователя: Индиана Джонс, Лара Крофт и капитан Кирк. Среди брендов, использующих этот архетип, North Face и AirBnB.

4. Архетип Творца (Creator) отличает воображение, креативность и стремление к инновациям. Он ценит самовыражение, оригинальность и способность привнести в мир что-то новое. Люди этого архетипа обладают артистизмом, изобретательностью и пытаются выразить себя через свою работу.

В брендинге архетип Творца транслирует инновационность, креативность и уникальность. Компании, использующие этот архетип, позиционируют себя как законодатели моды, визионеры, лидеры в своих отраслях, предлагающие оригинальные продукты или услуги. 

Персонажи, воплощающие архетип Творца: Стив Джобс, Тони Старк и Уолт Дисней. Среди брендов, использующих этот архетип, Apple и Lego.

5. Архетип Правителя (Ruler) воплощает в себе авторитет, власть и контроль, ценит стабильность, порядок и ответственность. Люди этого архетипа — прирожденные лидеры, обладающие сильными навыками принятия решений и готовые брать на себя ответственность. Этот архетип ассоциируется с порядком и престижем.

В брендинге архетип Правителя транслирует авторитет, уверенность и контроль. Компании, использующие этот архетип, позиционируют себя как лидеры отрасли, состоявшиеся и авторитетные. Они предлагают аудитории высококачественные товары или услуги, ассоциирующиеся с роскошью и престижем. 

Персонажи, воплощающие архетип Правителя: Симба, королева Елизавета II и император Палпатин. Среди брендов, использующих этот архетип, Mercedes-Benz и Rolex.

6. Архетип Заботливого (Caregiver) выражает сострадание, сочувствие и заботу, он ценит благополучие других людей и ставит их потребности выше своих собственных. Люди этого архетипа поддерживают, понимают и утешают, дарят ощущение безопасности и защиты. 

В брендинге архетип Заботливого транслирует эмпатию и поддержку. Компании, использующие этот архетип, позиционируют себя как участливые и помогающие. Приоритетным для них является благополучие клиентов, они тщательно следят за качеством продукта и обслуживания.

Персонажи, воплощающие архетип Заботливого: Мэри Поппинс, миссис Уизли и доктор Ватсон. Среди брендов, использующих этот архетип, Johnson & Johnson, Всемирный фонд дикой природы и Unicef.

7. Архетип Бунтарь (Outlaw) демонстрирует нонконформизм, стремление вырваться за рамки правил и общественных норм. Люди этого архетипа независимы и самоуверенны, они бросают вызов авторитетам и ставят под сомнение устоявшийся порядок вещей. Бунтари ценят свободу и аутентичность. Этот архетип ассоциируется с приключениями и чувством опасности. 

В брендинге архетип Бунтарь нарушает правила и удивляет. Он ориентируется на клиентов, которые хотят выделиться из толпы и освободиться от привычных ограничивающих убеждений. Компании, использующие этот архетип, предлагают нестандартные, иногда провокационные продукты и услуги. 

Персонажи, воплощающие архетип Бунтарь: Хан Соло, Тайлер Дёрден и Джокер. Среди брендов, использующих этот архетип, Harley-Davidson, Snickers и немецкая марка лимонада Fritz Kola.

8. Архетип Мага (Magician) — воплощение преображения и силы. Маг способен исполнять мечты и делать невозможное возможным. Люди этого архетипа обладают креативностью, хорошей интуицией, глубоким пониманием мира, ценят саморазвитие. Архетип ассоциируется с тайнами, чудесами и вау-эффектами.

В брендинге архетип Мага привносит ощущение волшебства и перемен к лучшему. Компании, которые используют этот архетип, позиционируют себя как новаторы и обещают своим клиентам трансформирующий опыт. Мы часто можем встретить архетип Мага в сфере технологий, развлечений и премиум-сегменте, где компании стремятся выделиться за счет инноваций и креативности. 

Персонажи, воплощающие архетип Мага: Гэндальф («Властелин колец»), Вилли Вонка («Чарли и шоколадная фабрика»), Доктор Стрэндж (комиксы Marvel). Среди брендов, использующих этот архетип, Dyson, Polaroid и Tesla.

9. Архетип Героя (Hero) олицетворяет храбрость, силу, готовность идти на риск и преодолевать препятствия ради достижения цели. Люди этого архетипа — решительные, отважные, целеустремленные, склонны к самопожертвованию. Слово «честь» для них не пустой звук. Архетип ассоциируется с приключениями, победой над злом, чувством триумфа.

В брендинге архетип Героя выражает силу, мужество и благородство. Компании, которые используют этот архетип, позиционируют себя как лидеры отрасли. Они предлагают продукты и услуги, которые помогают клиентам преодолевать трудности и достигать своих целей. 

Персонажи, воплощающие архетип Героя: Люк Скайуокер, Гарри Поттер и Чудо-женщина. Среди брендов, использующих этот архетип, Nike, Accenture и The Red Cross.

10. Архетип Славного малого/Приятеля (Everyman) — воплощение среднестатистического человека, который ценит принадлежность к сообществу и практичность. Люди этого архетипа неприхотливы, дружелюбны, предсказуемы.

В брендинге архетип Славного малого транслирует надежность и чувство общности. Компании, которые используют этот архетип, позиционируют себя как «приземленные», «свои». Они предлагают продукты/услуги для удовлетворения повседневных нужд, делая акцент на практичности и доступности для людей с разным уровнем дохода.

Персонажи, воплощающие архетип Славного малого: Питер Паркер («Человек-паук»), Лесли Ноуп («Парки и зоны отдыха») и Джим Халперт («Офис»). Среди брендов, использующих этот архетип, Walmart, McDonald's и Coca-Cola.

11. Архетип Шута (Jester) — дерзкий, игривый, с хорошим чувством юмора, ценит удовольствие и веселье. Люди этого архетипа остроумны и беззаботны, они не боятся показаться нелепыми или странными. 

В брендинге архетип Шута создает игривый непринужденный образ. Продукты таких брендов дарят клиентам радость, вызывают смех.

Персонажи, воплощающие архетип Шута: Багз Банни, Дэдпул и Эйс Вентура. Среди брендов, использующих этот архетип, M&M's, Old Spice и Geico.

12. Архетип Любовника (Lover) демонстрирует страсть, чувственность и близость, ценит отношения и эмоциональные связи. Люди этого архетипа часто считаются романтичными, любящими и страстными. Он ассоциируется с красотой и удовольствием.

В брендинге архетип Любовника транслирует стремление к наслаждениям и жажду внимания. Компании, которые используют этот архетип, позиционируют себя как желанные и манящие источники эмоционального удовлетворения. Они заигрывают и флиртуют с аудиторией.

Персонажи, воплощающие архетип Любовника: Ромео и Джульетта, Дон Жуан, Мэрилин Монро. Среди брендов, использующих этот архетип, Victoria's Secret, Chanel и Magnum.